Если попытаться систематизировать все шахматные знания, навыки и умения, то получится три уровня.
I. Конкретные знания
Сюда входят конкретные дебютные варианты, точные эндшпильные идеи и позиции (к примеру правило квадрата), во всех этих позициях и вариантах есть чёткий вердикт с чёткой итоговой оценкой.
II. Типичные позиции – идеи, приёмы, оценки.
Типичные позиции — это уже более высокий уровень понимания шахмат.
Многие типичные идеи общеизвестны, широко применимы, имеют чёткие и доступные формулировки. В эндшпиле нужно централизовать короля, а в варианта Найдорфа Сицилианской защиты — попытаться провести b5 и оказать давление на центр.
Но у мастеров и гроссмейстеров появляется дополнительное понимание позиций, когда он знает, что здесь нужно ходить так, но объяснить толком по чему не может — просто так здесь играют. Такое мастерство вырабатывается в процессе анализа партий великих шахматистов, скажем матча Ананд — Карлсен.
III. Типичные ситуации– методы ведения борьбы и принятия решений.
Здесь уже вступают в игру спортивные навыки и качества: отслеживание поведения соперника, психологическая борьба, попытка замутить воду и прочее. Всё это не имеет математического обоснования, но порой позволяет переломить ход борьбы в свою пользу.
Жертвы Михаила Таля яркий тому пример. Они большей частью некорректны, но соперники начинали плыть и быстро проигрывали партию.
Игра в цейтноте, учёт особенностей соперника, реакция на дебютную новинку — все это инструменты третьего уровня шахматных знаний и умений.
Тренер, при обучении шахматам, должен понимать эти три базовых уровня, и в каждый момент времени делать акцент на верном направлении.
Школа шахмат ChessMaster — Сделаем вас Чемпионами!
спасибо за полезные советы